«Технически мы уже на уровне UFC». Один из родоначальников ММА в Казахстане назвал готовых местных бойцов для Даны Уайта
news-banner7 mobile-news-top
Главный тренер бойцовского клуба «Еркин Куш», что в Актобе, Айбек Шокпутов – фигура в казахстанском ММА, безо всякого преувеличения, знаковая. Наставник сумел практически с нуля подготовить сразу двоих бойцов, дошедших до самого престижного в мире промоушна смешанных единоборств UFC – а сейчас в двери этой организацию настойчиво стучатся еще несколько его воспитанников.
Корреспондент Prosports.kz связался с Айбеком Шокпутовым и попросил его поподробнее рассказать о перспективах своих лучших воспитанников, а также об организации работы в его клубе.
— Айбек Амангельдиевич, кажется, что сейчас пришло время расцвета клуба «Еркин Куш» — Ваши воспитанники очень успешны в казахстанском ММА. А Вы сами так считаете?
— Я бы так не сказал, что – время расцвета. Наши ребята первого, скажем так, выпуска, которые были здесь подготовлены – Жалгас Жумагулов, Сергей Морозов, Даурен Ермеков, Гойти Дазаев, — показали свой уровень. Двое из них, получается, выступали в UFC – там попробовали свои силы.
Сейчас идет вторая плеяда – Нурбек Кабдрахманов, Алиби Идрис, Багдат Жубаныш, Дастан Амангельды. Сейчас эти ребята начали более уверенно выступать, показывать результаты.
— Алиби и Нурбек кажутся уже давно готовыми для UFC бойцами. У Багдата проблема лишь с весом – такой категории нет в промоушне Даны Уайта… Дастан должен чуть себя проявить еще здесь, есть ощущение. А Вы как считаете?
— Насчет UFC – не знаю я, как оценивать… Более-менее сейчас по весу, по всему, по стандартам UFC более подготовлен, наверное, Нурбек. Плюс у него данные его антропометрии – рост, вес. При таком росте выступает в категории 65,8 кг. Это уже, получается, ситуация более уверенная для него в таком весе.
Касательно Алиби Идриса – технически, психологически на уровне UFC он уже может выступать, но будет проблематично из-за того, что маленький немного. Такой же, как Асу, например. Наверное, — да, ему как бы можно уже идти в UFC, пробовать свои силы там. Думаю, в своей категории примерно будет там на уровне. Есть нюансы – борьбу подтянуть немножко надо, туда-сюда, — но, в принципе, выступать может он.
Дастан – тоже примерно такого же уровня боец. Может быть, объем боев у него чуть поменьше, но, в принципе, за прошлый год он хорошо подтянулся – психологически. Физически он всегда крепкий такой парень с аула. Постоянно в хозяйстве – крепенький парень такой, скажем.
Багдат – не так проблема с весом, как проблема с ростом больше, наверное… И, соответственно, вес у него получается 53 кг. Ну, будем пробовать свои силы тоже. Постараемся в ONE FC попасть – если пройдем там, то будем выступать, пробовать. Будем думать, как выходить из ситуации.
— У Вас ведь есть много талантливых бойцов, которые пока еще не на первом плане. На кого из них посоветуете сейчас обратить особое внимание?
— Я не знаю, на кого сейчас можно обратить внимание. Сложно так сказать… Почему – потому что путь тернистый такой… Может быть травма, еще что-то. Не могу сейчас прямо сказать. Молодежи тоже сейчас человек пять-шесть есть – кто из них куда стрельнет, пока это, в общем-то, особо не видно. Вот сейчас будем их силы пробовать, Бог даст, в этом году, как получится. Кто куда из них насколько горазд – не могу сказать, честное слово. Примерно, так скажем, ярких талантов не видно. Может, по ходу тренировок дальше кто-то из них начнет открываться – мы, может быть, еще где-то не дорабатываем, где-то, может быть, на них внимания не хватает чисто физически. Может быть, они еще столько боев не провели, чтобы открыться, показать себя. Не могу сказать, честно.
— Вообще, за счет чего, на Ваш взгляд, стал возможным такой стремительный прогресс «Еркин Куш»?
— Я бы не сказал, что у нас стремительный прогресс. Мы работаем, Бог даст, с 2012 года – и вот эта работа шла практически без остановки в течение десяти лет. Единственный момент был, когда я отсутствовал полгода или месяца три-четыре – практически не вкладывался в работу, какой-то простой был во времени. Это время операции у меня было, получается. А так, в принципе, — да, это десять лет, грубо говоря, пахоты было. И более-менее вот кто начал выходить – вот эти четверо ребят, и потом за ними потихоньку начали тянуться уже.
— К Вам приезжают проходить подготовку бойцы из других городов Казахстана и из России. Это ведь явное признание качества.
— Да, много ребят приезжает на сборы. Уже, честно сказать, всех не запоминаешь… Много приезжает. Здесь по приезду ребят на подготовку к соревнованиям у меня отдельный разговор есть. Касательно приезжающих на учебно-тренировочные сборы. Многие приезжают, когда до боев три недели остается, кто-то умудряется за две недели приезжать… Я лично от себя бы пожелал им не приезжать. Вообще, есть правило, которое говорит о том, что если бой назначен, пусть соперник даже не известен, но сроки поединка определены более-менее, тогда берется в расчет восемь недель подготовки. Грубо – два месяца. Начинается подготовка – включаются такие-такие тренировки, потом какие-то из них отходят, а вместо включаются другие. После идут уже более специализированные тренировки. И в этих моментах спортсмен все время переходит от одной подготовки к другой, которая непосредственно должна вывести его на пик формы. А когда люди приезжают за три недели или за две – пик формы поймать там очень сложно.
Отсюда получаются, что есть только название, что тренировались в «Еркин Куше» — а вопрос, почему проиграли… Здесь и за имидж неприятно – это, как бы, одна сторона медали, другая сторона – то, что невозможно, допустим, за две недели человеку дать какую-то тренированность… Или за три недели. Если принимать во внимание восемь недель – все дни там прям планированно расписаны. И последние десять дней из, грубо говоря, шестидесяти по подготовке вычеркиваются. Почему – потому что идет весогонка непосредственно. В эти дни нагрузка уже снижается, и все такое. Плюс за все предыдущие пятьдесят дней есть банные дни, дни отдыха. Все эти моменты отражаются – не пятьдесят дней безостановочной тренировки, получается. Эти моменты должны находиться под постоянным наблюдением. Должен быть контакт постоянный со спортсменом – его состояние видеть, пульсометрию вести… Вообще, всю его наполненность, техническую и физическую, контролировать плюс диету. А когда люди приезжают за короткое время, эти моменты многие отлетают в сторону. А так работать, получается, втемную – это очень сложно. Когда люди приходят, просят – им тяжело эту ситуацию объяснить… Когда начинаешь объяснять, говорят – я дома тренировался, То-се, третье-десятое… Понимаю, что они дома тренировались, и какая-то тренированность у них есть – но у нас свой взгляд на тренировки. Свой подход, свои условия подготовки. И когда ты видишь, что боец не соответствует параметрам по каким-то нашим специальным тестам, категориям – по времени, по пульсу, вообще – по состоянию, или эти параметры нарушены, уже понимаешь, что до формы ему еще далеко. И это значит – время. А он приехал за три недели до боя… Что тогда делать, как бы?.. Вот такие моменты сложные получаются.
— Возможно воспитать в нынешних условиях в «Еркин Куш» чемпиона UFC, на Ваш взгляд? Или пока ресурсов для этого, все же, недостаточно?
— Здесь проблема не заключается в смысле слова «воспитать». Здесь много сопутствующих вещей, которые находятся, грубо говоря, не на поверхности. Их не видно. А эти моменты тоже являются одними из основных вещей в подведении спортсмена к чемпионству.
Возможно ли подготовить – да, конечно. Мы уже на том уровне, что можем это сделать. Но проблема там в другом – есть нюансы. Касаются фарма-поддержки, спортпита, диетологии – таких вещей. Эти моменты при сгонке веса, при его набирании во время восстановления после сгонки – это вот те моменты, которые происходят непосредственно перед стартом. И ошибка в этих моментах ведет к потере предстартовой формы спортсмена. И плюс вызывает дисбаланс психологический. Вот эти моменты касаются многих бойцов с постсоветского пространства.
Вот дагестанские бойцы после Хабиба более-менее приспособились к этим условиям. У них есть в Америке свои менеджеры, есть те люди, которые непосредственно эти вещи подсказывают, помогают. Мы, как бы, до этого уровня еще не добрались. Но если начнем понимать всю эту тему, тогда эта ситуация, думаю, сразу поменяется. А технически – да, мы уже на уровне, как бы, UFC. Но вот эти моменты – они очень такие щекотливые. И этих знаний у нас пока нет. Вот это сейчас играет не в нашу пользу, так скажем.
Здесь, в «Еркин Куш», тренируются также ребята, которые являются неоднократными чемпионами Мира по разным видам. Наш клуб готовит спортсменов не только по ММА, у нас есть чемпионы Мира по разным версиям, видам. И не сказать об этих ребятах тоже будет неправильно. Есть у нас Айдын Толепбаев – чемпион Мира по панкратиону, чемпион Мира по рукопашному бою, мастер спорта международного класса по четырем видам, чемпион Азии по ММА… Ну, много титулов имеет. Есть такой парень – Мирас Улыкпанов, он двукратный чемпион Мира по жекпе жек, очень много боев выиграл боев по жекпе жек – даже сосчитать трудно, наверное. Минимум 50-60 боев выиграл точно. Есть еще ряд ребят-чемпионов Мира. Допустим, есть девочка – Кундиас Сагиндыкова, двукратная чемпионка Мира по панкратиону, чемпионка Мира по рукопашному бою, тоже по нескольким видам мастер спорта международного класса. Те же Даурен Ермеков – двукратный чемпион Мира по панкратиону, Гойти Дазаев – тоже двукратный чемпион Мира по этому же виду, Багдат Жубаныш – трехкратный чемпион Мира по ММА, заслуженный мастер спорта, Нурбек Кабдрахманов – чемпион Мира. Есть Амандык Абильдинов – тоже чемпион Мира. Ну, я сейчас, честно сказать, на память всех не помню… Это ребята, часть которых не выступает в профи по ряду причин – по работе, например. Кто в органах, кто где работает, у них не получается выступать. Еще есть ребята-чемпионы Мира – по универсальному бою, по жекпе жек тоже. Так что мы не только занимаемся и популяризируем ММА и панкратион, но у нас и не без разных других видов единоборств.
Источник: Prosports.kz
Источник: prosports.kz