Основные причины этого — длинные интервалы ожидания на остановках — от 14 минут, и это в случае, если автобусы на маршруте двигаются по плану. На некоторых маршрутах даже официальные интервалы и вовсе составляют 20 минут и выше. Для сравнения: в таких городах, как Сеул, Сингапур, Мельбурн, автобусов на остановках в среднем ждут от 7 до 10 минут.
Кроме того, в часы-пик автобусы и троллейбусы едут переполненными, показатель заполняемости почти на всех маршрутах превышает комфортный для человека уровень.
Остановки находятся далеко от места жительства горожан, тогда как должны находится на расстоянии не более 500 метров от двери дома до остановки. На остановках также не обеспечен достаточный уровень комфорта.
Маршрутная сеть города очень извилистая, двигаться, пересаживаясь с одного автобуса на другой неудобно.
На основе чего разработали план
Так как данных по движениям транспорта в городе нет, разработчикам пришлось самостоятельно разрабатывать транспортную модель Алматы. Они использовали данные с камер «Сергек», данные сотовых операторов, информацию о статистике поездок из системы «Онай», натурных наблюдений на месте, а также данные по населению, заложенные в принятом генплане.
Разработчики изучали, где проживают горожане (было выявлено девять основных пятен расселения, в которых проживают 70 процентов алматинцев) и в какие стороны они двигаются. Было выявлено 10 внешних направлений, на которые приходится 40 процентов поездок, это такие направления, как Ташкентская трасса, Каскеленская, Монке би, Первомайская, Кульджинский тракт и другие.
Также оценивались районы притяжения горожан, исходя из числа нежилых объектов по генплану и того, сколько людей в них работает, исходя из площади. Ожидаемо было, что 60 процентов рабочих мест пришлось на центр города.
Исходя из этого, было разработано пять оптимальных вариантов выстраивания транспортных коридоров, исходя из охвата от 41 до 81 процента горожан. Также была рассчитана экономическая составляющая: во сколько обойдется реализация этих коридоров, и суммы получились от 5,7 триллиона тенге при условно идеальном варианте до 800 миллиардов тенге — при минимальном.
Идеальный вариант транспортных коридоров по мастер-плану
Как планируют менять транспортную схему
В итоге был выбран средний вариант. Он должен охватить 75 процентов горожан. Чтобы реализовать все проекты, предложенные при этом сценарии, нужно затратить около 2,8 триллиона тенге в течении семи лет до 2030 года (для сравнения бюджет всего города в 2023 году составил 1,5 триллиона тенге). Чтобы рассчитать стоимость, рассматривались аналогичные проекты в других городах мира.
Схема транспортных коридоров в Алматы согласно мастер-плану
Проект предусматривает создание 41 транспортного коридора (BRT, LRT, метро), 20 больших пересадочных узлов, 46 километров пробивок улиц и шесть станций
«Сложный вопрос, сколько делать автобусов, метро, LRT. В Алматы надо было учитывать фактор сейсмичности. В городе не может быть такого обширного метро, как в других городах, даже если вы потратите огромное количество денег. С точки зрения денег линии BRT (быстрые автобусные линии) в четыре раза дешевле LRT и восемь раз дешевле, чем метро. В принципе, он дает необходимые нам показатели. Поэтому в плане выбрали автобусы как преимущественный транспорт. Кое-где оставили рельсовой транспорт, так как он позитивно воспринимается населением», — отметили разработчики мастер-плана.
Чтобы в полной мере реализовать предложенный вариант, в Алматы необходимо 3,9 тысячи единиц (автобусы, электробусы, троллейбусы) общественного транспорта, 900 из которых будут выделены на скоростной каркас города. При этом приоритет разработчики отдали электрическим автобусам.
Распределение остановок по мастер-плану
«Мы конкретно расставили по каркасу, где должны стоять остановки, чтобы они были в доступности 500 метров от большинства жителей. Всего необходимо 1245 остановок. Из них необходимо установить 37 новых остановок, по остальным провести аудит, можно ли их использовать, как модернизировать или изменить. Где-то это должны быть мультимодальные пересадочные узлы, где-то — промежуточные остановки, где-то — одномодульные пересадочные узлы. Это все по схеме расставлено, необходимо только спроектировать их, решить, что делать с каждой точкой», — сообщил представитель Future of Mobility Александр Ованесов.
Помимо инфраструктуры, нужно будет вносить регуляторные изменения, к примеру, позволить городу менять правила по обустройству выделенных полос и прочего.
Этапы реализации транспортного каркаса
Как будут реализовывать проект
Создать транспортный каркас планируют поэтапно. На первом этапе в 2024 году должны реализовать транспортный коридор по проспекту Райымбека протяженностью 17 километров. Он должен стать моделью для всех остальных с оптимальными маршрутами, быстрыми автобусами, сокращенными интервалами ожидания, приоритетом общественного транспорта, удобными остановками.
В 2025-2026 годах должны дополнительно пробить 19 километров улиц, создать 14 коридоров, запустить 15 маршрутов и охватить 30 процентов жителей. До 2030 года должны пробить 63 километра улиц, создать 42 коридора и 42 маршрута.
На первом и втором этапе до 2025-26 года планируется запустить четыре транспортных коридора по улицам:
- Жандосова — 5,3 километра,
- Тимирязева — 4,8 километра,
- Толе би (центр) — 10 километров,
- Райымбека — 17 километров,
- Шаляпина — Сатпаева — 11 километров,
- Алтынсарина — 5,3 километра,
- Северное кольцо — 12,1 километра,
- Розыбакива — 7,1 километра,
- Желтоксана — 4,8 километра,
- Кульджинский тракт — Толе би — 4 километра,
- Достык — 11 километров,
- Жарокова — Ауэзова — 7,8 километра.
Должно появиться 10 транспортно-пересадочных узлов, включая «Восточный», «Север», «Барлык», «Райымбека батыра», «Алматы-1», «Боралдай», «Юго-Запад» (Жандосова) и другие.
Должна быть осуществлена пробивка основных магистралей: Толе би до границы города, Абая от Ашимова до Калкамана, Жубанова до границы города, Райымбека до ВОАД, Майлина — Гастелло, Рысклова — Бухмарминской.
Также планируется построить два новых автобусных парка на востоке и западе города, начать строительство первого участка LRT (Мошыулы — Толе би — Алматы-2).
Иллюстрации пресс-службы акимата Алматы
Результат изменений
В результате реализации скоростного транспортного каркаса Алматы к 2030 году интервал ожидания автобусов должен сократиться до 7,3 минуты. Время поездки на скоростном общественном транспорте от микрорайона Мамыр до «Золотого квадрата» Алматы (от двери до двери с учетом ожидания на остановках) должно составить 59 минут (для сравнения: на машине будет 74 минуты в час-пик).
Процент поездок на общественном транспорте должен возрасти до соотношения 56 процентов к 46 процентам на личном транспорте.
Время горожанина, проведенное в пути, за сутки должно уменьшиться с 86 до 74 минут. Скоростным транспортом должно быть охвачено 74 процента жителей города и 81 процент рабочих мест.
Наши новости теперь в WhatsApp! Подписывайтесь на наш канал в самом популярном мессенджере
Источник: tengrinews.kz